Ақмола облысының білім басқармасы жанындағы «Ауылшаруашылық колледжі, Сандықтау ауданы Каменка ауылы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Ақмола облысының білім басқармасы жанындағы «Ауылшаруашылық колледжі, Сандықтау ауданы Каменка ауылы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Обучение в малых группах по методике сотрудничества.

29.01.2018

Обучение в малых группах по методике сотрудничества.

 

 

Определим сразу, что малые группы и микрогруппы – это одно и то же.

 

Обучение в сотрудничестве (cooperativelearning, collaborativelearning) – это методика

объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята

работают в группе до тех пор, пока все вмести они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, рисунок и т.д.). Эта небольшая статья посвящена тому, как организовать на уроке работу в малых группах.

 Положительные и отрицательные стороны обучения в микрогруппах

Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех

ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного

обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно

решать проблемы, достигать взаимопонимания. Повышается уровень эмпатии,

развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу

вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в

одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее

знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они

обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная

совместная работа активизирует познавательную активность, развивает

рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо

организованные группы оказываются полезными для всех их членов, не зависимо от

их начального уровня.

Обучение в сотрудничестве выглядит очень заманчиво, но, наверное, каждый учитель, который

пытался разделить ребят на группы и дать им задание, сталкивался с трудностями.

Перечислим наиболее типичные:

 

    ·    

Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне

агрессивно.

    ·    

В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные

молчат или принимают минимальное участие.

    ·    

Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой

работе.

    ·    

Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая

выслушать лекцию и ответить на вопросы.

    ·    

Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.

 

            Эти и многие другие проблемы можно

попытаться решить с помощью специальных стратегий организации работы.

 

Факторы успешной работы малых групп

 

В 1957 г. в США

была проведена десегрегация школ. Учившиеся в течение десятилетий раздельно

черные и белые ученики были объединены в одних классах, что, в силу разных

причин, привело к росту межрасовой напряженности, конфликтам и насилию. Группа

социальных психологов под руководством Э. Аронсона была приглашена в качестве

консультантов департаментом образования г. Остин (штат Техас). Проведя

наблюдения в школах, отметив высокий уровень конкуренции между учениками разных

этнических групп и внутри своих групп, вызывающей дополнительные конфликты,

психологи предположили, что решить эту проблему можно будет в ситуации взаимной

зависимости ребят друг от друга. Они разработали метод «составления

головоломки» (в нашей литературе закрепился ошибочный перевод «ажурная пила»),

основанный на разделении материала между членами малых учебных групп. Для того

чтобы выполнить задание, ребятам приходилось внимательно слушать друг друга,

общаться друг с другом, помогать друг другу. Более подробно об этой методике

будет рассказано ниже, а пока главный вывод, который можно сделать из этой

истории: для того чтобы все члены микрогруппы успешно и активно сотрудничали

друг с другом, необходимо создать условия для позитивной взаимозависимости.

Позитивная

взаимозависимость членов группы друг от друга

     Позитивная взаимозависимость возникает

тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в

остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как

для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.

Создать позитивную

взаимозависимость можно, разными способами, но в любом случае членов группы должно

объединять нечто общее.

    ·    

Общая цель (взаимозависимость на основании общей цели). Учитель ставит

перед группой общую учебную цель: например, члены группы должны вместе

разобраться в смысле понятия или теории, затем каждый из них должен суметь объяснить

материал какой-то другой группе.

    ·    

Общая награда (взаимозависимость на основании общей награды). Члены

группы выполняют контрольную работу и в дополнение к своей собственной оценке

получают еще одну, если оценки всех членов группы были не ниже четверки

(тройки, пятерки – как будет удобно учителю).

    ·    

Материалы (взаимозависимость на основании общего материала, разделенного

на несколько частей). Между членами группы распределяются разные материалы

(куски учебного текста, разные документы и т.д.) Чтобы выучить весь материал,

необходимо рассказать содержание своей части и выслушать рассказы других членов

группы.

    ·    

Роли (взаимозависимость на основании отдельных ролей). Каждый член

группы получает организационную роль (более подробно о них ниже). Для того

чтобы работа была успешно выполнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил

свои обязанности.

    ·   Задания

(взаимозависимость на основании отдельных заданий).Работа в группе разделяется

на отдельные задания. Каждое задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся

работа была выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился со своим

заданием и результаты отдельных работ объединились.

Главным лозунгом

групповой работы должно стать: «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной

лодке - или вместе выплывем, или вместе утонем».

Индивидуальная

отчетность и персональная ответственность за общую работу

Следующий фактор,

влияющий на эффективность работы малых групп, – создание условий, не

позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить

оценку за чужой труд. Индивидуальные контрольные работы позволят оценить знания

каждого. В то же время группа будет заинтересована в высоких оценках всех своих

членов, так как это позволит получить дополнительные баллы. Если результатом

работы было создание общего продукта, поставить индивидуальные оценки будет

более сложно. Непросто бывает оценить конкретный вклад каждого в работу. Но

если кто-то даже не пытался внести свой вклад, ставить ему такую же оценку, как

ребятам, приложившим усилия, было бы несправедливо. В этом случае помогут

специальные процедуры оценки деятельности всей группы в целом и отдельных ее

членов.

 Развитие коммуникативных навыков, необходимых

для успешной работы в группе

Скорее всего,

первые опыты групповой работы будут не очень удачными. Ребята будут плохо

слушать друг друга, ссориться. Необходимо постоянно обращать внимание ребят на

то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить

задание. Назовем их:

 

    ·    

умение слушать друг друга;

    ·    

умение доверять друг другу;

    ·    

умение задавать друг другу вопросы;

    ·    

умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей

по группе);

    ·    

умение принимать и положительно относиться к различиям между членами

группы;

    ·    

умение учить друг друга;

    ·    

умение разрешать споры;

    ·    

умение руководить групповой работой;

    ·    

умение приходить к согласию;

    ·    

умение работать в команде.

 

Можно провести

несколько небольших обсуждений, посвященных каждому из умений с выполнением

специальных упражнений.

Постоянный анализ

того, как организуется работа в группе

Для того чтобы

работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно

анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой

вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т.д.

Учитель может описать ребятам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы

осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить

организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением

правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или

обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно. Вот примерные параметры, по

которым можно оценивать работу отдельных членов группы:

 

    ·    

все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает

других членов группы;

    ·    

выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;

    ·    

сотрудничает с другими членами группы;

    ·    

вежлив со всеми членам группы;

    ·    

помогает улучшать работу группы [7]1.

 

По этому же принципу можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей

группы в целом.

Кроме соблюдения, этих условий для успешной организации работы микрогрупп желательно, чтобы

учитель сам демонстрировал умение слушать, задавать вопросы, давать конструктивную

«обратную связь». Для того чтобы подбодрить более робких ребят, он может рассказать о том, как нелегко ему бывает высказаться на каких-то собраниях, какие чувства он испытывает, как преодолевает их и какую пользу это приносит общему делу.

Формирование групп

Один из самых важных вопросов при подготовке к обучению в сотрудничестве – как правильно

сформировать учебные группы. Можно предложить ребятам объединиться в группы,

так как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой

группы заранее. В зависимости от целей будущей работы, учитель может выбрать

любой из этих способов, но есть некоторые правила, соблюдение которых сделает

пребывание в группе более полезной для ребят.

    ·    

Идеальное число членов малой группы – четыре человека. Оно достаточно

мало для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в тоже

время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий. Если

обстоятельства требуют больших групп, постарайтесь, чтобы в них входило не

больше семи человек.

    ·    

Создавать группы однородные или разнородные? И те, и другие группы могут

оказаться полезными. Объединение самых разных ребят – и мальчиков, и девочек; и

более сильных учеников, и более слабых; и более активных и более спокойных –

позволяет расширить социальный опыт ребят, способствует развитию

коммуникативных навыков, создает условия для знакомства с самыми разными

точками зрения на проблему. В то же время в группах, где объединены ребята,

схожие по способностям и уровню успеваемости, легче проявить себя

«середнячкам», тихим ребятам.

    ·    

Постарайтесь, чтобы в группе было как минимум два человека, в чем-то

отличающихся от других (например, как минимум две девочки среди мальчиков, или

два представителя какой-то национальности среди ребят другой национальности

(если между представителями этих национальностей есть трения; в противном

случае не надо акцентировать на этом внимание), или два члена одной дружеской

компании среди членов другой (если в классе есть несколько соперничающих

компаний). Оказавшись в одиночестве, человек, отличающийся от других членов

группы, может остаться в изоляции.

    ·    

Если кто-то из ребят не хочет присоединяться к группе, постарайтесь

разобраться, что стоит за этим – страх перед остальными членами группами,

непонимание смысла работы? Подбодрите такого ребенка, попросите кого-то из

членов группы персонально помочь ему, объясните, зачем нужно это задание. Если

пока он не может участвовать активно, дайте ему время привыкнуть – поручите

работу наблюдателя. Если за нежеланием сотрудничать с этими конкретными людьми

стоит конфликт, в зависимости от его силы настаивайте на совместной работе

(конфликт может незаметно забыться) или, в виде исключения (ребята должны

осознать, что это исключение, а не правило), разрешите поменяться с кем-то из

другой группы. К решению конфликта можно вернуться позже. В любом случае

ребенок должен,  так или иначе, принять

участие в работе.

Выработка

групповых норм

Уже не раз

говорилось о важности соблюдения правил работы в группе (или следовании неким

групповым нормам). Как разработать правила и следить за их выполнением, описано

в статье о дискуссионных методах. Там же рассказано о системы сигналов – жестов

или карточек, которые можно использовать для работы в группах.

 

  Распределение

организационных ролей в группах

Организационные

роли делают более вероятным включение в работу всех членов группы. Вот

несколько примеров таких ролей:

    ·    

организатор работы – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа

не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;

    ·    

протоколист – записывает идеи и результаты работы;

    ·    

«хранитель времени» – следит за временем, отведенным на выполнение

задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;

    ·    

оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всему

классу;

    ·    

наблюдатель («хранитель правил») – следит за соблюдением правил работы в

группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ

работы в группе;

    ·    

«хранитель материалов» – получает от учителя материалы для работы,

выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и

возвращает учителю;

    ·    

контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли

результаты обсуждения;

    ·    

связист («хранитель связей») – устанавливает связи с другим группами и

учителем.

 

Если ребята только

начинают работать в группах, смысл и функции ролей можно описать на карточках и

выдавать перед началом работы. В зависимости от целей задания можно

использовать все предложенные роли (и придумывать дополнительные свои) или

некоторые из них. Один и тот же человек в течение работы может выполнять

несколько функций. Будет хорошо, если каждый ребенок попробует себя в разных

ролях.

Более старшие   или опытные ребята могут сами распределить

роли в группе.

 

Подготовка к работе в малых группах

 

    Выберите поле деятельности для работы малых

групп (обсуждение проблемы, изучение разных материалов, создание творческого

продукта). Убедитесь, что оно подходит для работы в группах, что можно

обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную

отчетность.

    Заранее подготовьте материалы для работы

групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на

карточке. На карточке можно написать также критерии, по которым будут

оцениваться результаты работы.

     Решите, какими группы будут по размеру и

как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями

членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на

доске.

    Решите, какие роли будут в группах и какие

функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.

    Определите, сколько времени потребуется на

групповую работу.

     Решите, как работа каждой группы будет

включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из

проблем общей темы).

    Подготовьте помещение для работы микрогрупп

(столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без

напряжения разговаривать).

 

 

Как начать обучение в малых группах

Работа в малых

группах может оказаться достаточно сложной для ребят. Потребуется время и

терпение для того, чтобы освоить нужные правила и процедуры. Очень хорошо, если

предлагая ребятам новую форму работы, учитель объяснит им:

    ·    

что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества;

    ·     почему мы (учитель и ученики) его

используем;

    ·    

почему важно уметь работать в группах;

    ·    

что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т.д.);

    ·    

как будут ставиться оценки;

    ·    

что делать, если не получается договориться с остальными членами группы;

    ·    

что будет делать сам учитель.

 

Учащиеся должны

понять, что они:

 

    ·    

в любой момент могут задать вопрос членам своей группы;

    ·    

если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами других групп;

    ·    

могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы

не знает ответ и все хотят его узнать.

 

Давая задание группам, учитель должен:

    ·    

четко и ясно описать, что предстоит сделать;

    ·    

показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;

    ·    

рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания

(если учитель сочтет нужным это сделать);

    ·    

убедиться, что все ребята его поняли.

 

Для того чтобы работа в малых группах постепенно

приживалась в классе, необходимо:

 

    · организовывать постоянную практику работы

в группах;

    · 

каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а

что не очень;                    проводить анализ работы в группах;

    ·специально обращать внимание ребят на

необходимые коммуникативные навыки;

    · поощрять учеников помогать друг другу;

    · на первых этапах введения этой формы

работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята

обязательно добьются положительного результата;

    · 

объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока ребята не

почувствуют потребность в постоянной работе в группах.

 

Несколько примеров организации обучения в малых

группах

 

«Составление

головоломки» («ажурная пила»)

1.  Учитель подготавливает материал для изучения,

который можно разделить на несколько частей. Обратите внимание, материал

делится на смысловые куски, а не разрезается случайным образом. Например,

берется текст о борьбе крымских татар за возвращение в Крым («Книга для

чтения», раздел «Равенство») и делится на несколько частей: «1956–1964 гг. —

петиционные кампании», «1964 – 1969 гг. — продолжение петиционных кампаний,

массовые митинги и демонстрации», «Возвращение в Крым явочным порядком», «1987

г. – наши дни».

2.  В классе формируются несколько учебных групп.

В каждой группе столько человек, на сколько частей разделен материал, т.е. в

данном случае четыре.

3.  Куски материала распределяются между членами

группы. Каждому достается только один кусок. Из всех кусков группы можно

сложить полный текст. Каждый член «учебной группы» становится экспертом по

одному из периодов крымско-татарской истории.

4.  Учитель ставит перед ребятами задание. Он

рассказывает о том, кто такие крымские татары, о трагедии крымско-татарского

народа – выселении в Казахстан – и предлагает познакомиться с тем, как боролись

крымские татары за возвращение на Родину, определить какие методы борьбы за

равноправие оказались эффективными. Перед началом работы в группах, учитель

кратко перечисляет основные методы борьбы. 

5.  Учащиеся самостоятельно изучают предложенные

куски текста.

6.  По сигналу учителя ребята, у которых

одинаковые тексты, объединяются в экспертные группы. В них они обсуждают текст,

размышляют над возникающими и предложенными учителем вопросами, выделяют

главное для объяснения товарищам по учебным группам.

7.   Снова сигнал учителя, и ребята объединяются

в старые учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных ребят с

содержанием своего куска.

8.  Все вместе ребята обдумывают полученные знания

и анализируют разные методы борьбы.

9.  Ораторы докладывают о результатах работы

своих групп всему классу.

10. Учитель может

попросить любого ученика учебной группы ответить на вопросы по всему материалу.

Эта методика также

может быть использована для работы с определениями понятий. Она построена на

взаимозависимости на основании материалов и заданий. Здесь не описывается, но

подразумевается распределение ролей в учебных группах, индивидуальный контроль

(и зависимость от общей награды).

Модификация этой

методики предполагает, что учащиеся знакомятся со всем текстом (или всеми

определениями), но становятся экспертами по одной из частей текста (или по

некоторым определениям). Встреча экспертных групп сохраняется, на ней ребята

могут изучить дополнительный материал.

 

«Проблемы по кругу»

1.  Учитель выбирает несколько проблем,

относящихся к изучаемой теме. Каждая проблема записывается на отдельном листе

бумаги.

2.  Класс делится на несколько групп. Число

проблем должно быть равно числу групп.

3.  Каждая группа получает лист с одной из

проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на

другом листе.

4.  По сигналу учителя листы с проблемами

передаются по кругу следующим группам.

5.  Группы ищут решения для вновь полученных

проблем. Решения записываются на чистых листах.

6.  Второй сигнал – листы с проблемами и их

возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они

знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения,

удачных.

7.  Ораторы групп кратко докладывают о

результатах работы и обосновывают свой выбор.

 

«Подводим итоги»

Эту форму работы

можно использовать в конце урока или в конце изучаемой темы.

1.  Незадолго до конца урока учитель просит ребят

кратко записать себе в тетрадь ответы на два вопроса:

·     Чему я научился сегодня? (Что новое я

узнал?)

·     Какие вопросы у меня остались? (Что

осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)

2.  Учащиеся объединяются в группы по четыре

человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.

3.  Ораторы групп задают вопросы всему классу.

4.  Вопросы обсуждаются или идут как домашнее

задание.

 

Литература

 

     Аронсон Э. Общественное животное. М.,

1998.

    Новые педагогические и информационные

технологии в системе образования: Учебное пособие под ред. Е. С. Полат М.,

1999.

     Селевко Г. К. Современные образовательные

технологии. М., 1998.

    Allard A.,

Wilson J. Gender dimension. UNO, 1998.

     Johnson D.

W., Johnson R. T., Smith K. A. Active learning: Cooperation in the college

classroom. Edina, MN: Interaction Book Company, 1998.

    Millis B.

J., Cottell P. G., Jr. Cooperative learning for higher education faculty.

American Council on Education, 1998.

     Tibbitts F.

Tips for the Classroom. Cambridge,

MA, Amsterdam, 1996.

 

 

 

 

 

Просмотров: 496


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст